По мере истощения нефтегазовых месторождений и рыбный промысел и в Центральной Арктике. Но Дания, например, считает, что трансарктический хребет Ломоносова длиной 2300 км начинается от Гренландии (то есть принадлежит Дании), и выделила уже 500 млн. долл. на исследование Арктики, в которых, кстати, принял участие и российский ледокол "50 лет Победы" (у Дании ледоколов нет). Чтобы доказать свое право на хребет Ломоносова Россия должна представить в соответствующие комиссии ООН материалы и образцы донного грунта, свидетельствующие, что породы материковой Сибири совпадают с составом пород океанического шельфа Центральной Арктики. В противном случае Россия теряет 1, 7 млн. кв. км Арктики, принадлежавших ей на основе секторального деления с 1926 года. Надо отметить, что в международном праве прецеденты расширения прав на континентальный шельф дальше границ 200-мильной экономической зоны уже были. Комиссия ООН по границам континентального шельфа уже узаконила притязания Австралии на 2, 5 млн. кв. км антарктического шельфа, а Ирландия получила 56 тыс. кв. км арктического шельфа. Но к России у этой комиссии явно предвзятое отношение - ее заявка на право обладания частью арктического шельфа лежит без движения с 2001 года. Бурить надо глубже Российские владения в Арктике (в границах 1926 года) могут стать объектом интереса других государств, если такое решение примет Международный орган по морскому праву. Но российские геологи уверены, что арктический шельф является продолжением Сибирской континентальной платформы, поскольку в период последнего валдайского оледенения 10-18 тыс. лет назад уровень Мирового океана был на 135 м ниже, чем сейчас. Следовательно, шельф находился выше уровня моря и был частью материка (сегодня шельф занимает 40% площади Северного Ледовитого океана). Для доказательства этого утверждения Россия должна представить в Комиссию ООН по границам континентального шельфа соответствующие геологические свидетельства. В противном случае Комиссия по границам шельфа откажет в регистрации права России на ее долю "арктического пирога". В 2002 году комиссия не приняла поданную годом раньше заявку России, поскольку заявитель не предоставил детальную карту подводного рельефа хребтов Ломоносова и Менделеева (одно из условий комиссии). А ведь Россия такими данными располагает, но наше Министерство обороны не желает их передавать экспертам ООН, дабы не навредить обороноспособности страны. В апреле 2008 года направить ситуацию в нужное русло пыталась Морская коллегия РФ, но и ей это не удалось. Вице-премьер Сергей Иванов придал вопросу финансовую окраску: стоит ли даром отдавать зарубежным специалистам сведения, которые российские ученые добывали потом и кровью? Доставленные в 2007 году подводными аппаратами "Мир-1" и "Мир-2" со дна под Северным полюсом образцы грунта не соответствовали ооновским требованиям - они оказались поверхностными породами осадочного происхождения. Чтобы получить представление о внутреннем строении подводных хребтов и поднятий надо их бурить (на 5 км по всей длине хребтов), а для этого нужны средства, и немалые. БАМ по воде Геополитическая борьба в Арктике разворачивается не только за право разведки и освоения ее богатых углеводородных ресурсов, но и за транспортную инфраструктуру. Через Арктику проходят два трансокеанских морских маршрута: Северный морской путь (Арктическая зона России) и Северо-западный проход (Арктическая зона Канады), соединяющие Атлантический и Тихий океаны. Путь по этим маршрутам значительно короче, чем через Панамский и Суэцкий каналы, а глобальное потепление климата и таяние льдов может сделать арктический путь свободным для торгового судоходства круглогодично (в том числе и для крупных танкеров, которые не могут пройти по каналам) уже к началу 2020-х годов. Площадь ледового покрова в Арктике уменьшается на 5% каждые 10 лет, а толщина арктического льда стала вдвое меньше, чем полвека назад. Сейчас арктический путь свободен для судоходства 3-4 месяца. Отметим, что путь из Роттердама до Иокогамы по Севморпути вдвое короче, чем через Суэцкий канал и опасный из-за пиратства Индийский океан (по этой причине стоимость страховки грузов через Суэцкий канал и Аденский залив возросла с сентября 2008 года по март 2009 года в 10 раз). Сейчас протяженность маршрута между Европой и Азией (Роттердам-Токио) по Суэцкому каналу составляет 21, 1 тыс. км. Северо-Западный проход сокращает этот маршрут до 15, 9 тыс., Северный морской путь - до 14, 1 тыс. км. По экспертным оценкам, проход судов по Севморпути позволяет на 40% сократить время доставки грузов по сравнению с традиционными маршрутами. Именно поэтому интерес к Севморпути, имеющему стратегическое значение для России, проявляют и другие страны, прежде всего Норвегия, США и Канада, используя для этого ледоколы и мини-подлодки. Активизируют свои действия в Арктике и страны Юго-Восточной Азии. Так, Южная Корея собирается уже в 2012 году вместе с другими государствами приступить к освоению Северного морского пути - "БАМа по воде". Для этого она строит исследовательский ледокол водоизмещением 7 тыс. т, который в этом году должен быть спущен на воду. На архипелаге Шпицберген уже несколько лет действует корейская полярная станция "Тасан". Интерес к Арктике сегодня уже проявляют далеко не приарктические государства. Так, летом 1998 года в море Лаптевых (здесь, как и в Карском, Восточно-Сибирском морях, действует режим внутренних морей РФ - по этим морям проходит принадлежащий России Севморпуть, и ни один иностранный корабль не имеет права зайти в эти моря) побывал немецкий корабль Polarstern с научной экспедицией. С 1994 года Китай направляет в Арктику самый большой в мире неатомный ледокол Xuelong ("Снежный дракон"), купленный у Украины. Успешно действует китайская станция на архипелаге Шпицберген. Укрепить арктическое могущество России, сделать ее на многие века крупнейшей энергетической державой могут ресурсы Арктики. Даже если добыча углеводородов в Арктике начнется и через полвека, вкладывать деньги в эту территорию нам необходимо сегодня. Иначе будет поздно.
|